"Ритмопластика"

Педагогический работник Булатова Елена Геннадьевна.
Педагогический работник
Булатова Елена Геннадьевна

Программа занятий

1. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от трёх до пяти лет. В  период  от  трёх  до  семи  лет  ребёнок  интенсивно  растёт  и  развивается, движения  становятся  его  потребностью, поэтому  физическое   воспитание  особенно  важно  в  этот  возрастной  период.

 Ритмопластика – это музыкально-ритмические  занятия оздоровительной направленности. Что включает в себя понятие  ритмопластика? Это слово состоит из двух понятий: «ритмика» и «пластика». Ритмика – это синтез: движения – речи – музыки. Пластика - «развитие красоты движений», включающей всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и т.д.) доступные детям дошкольного возраста. Доступность этого вида основывается на простых общеукрепляющих музыкально-ритмических движениях и упражнениях.

               Музыкально-ритмическое движение под музыку (музыкальные игры, пляски) является синтетическим видом деятельности, помогает разностороннему развитию музыкальности детей. Оно развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

            Для ребёнка в дошкольном возрасте огромную роль играет само  «движение», в этот период ребёнок  интенсивно  растёт  и  развивается, движения  становятся  его  потребностью,  но движения детей в период от четырёх до семи лет наиболее резки, быстры и нескоординированы. Они ещё не знают, как воспринимать музыку, как с ней согласовывать свои движения. Поэтому важно чтобы ребёнок овладел определёнными музыкальными умениями и навыками, определёнными движениями и пластикой, а на занятиях «ритмопластикой» они могут «выплёскивать свою энергию» в музыкальных играх, танцах, упражнениях которые будут направлены на общее развитие ребёнка. Для успешного достижения результатов на занятиях  чередуются  разные виды музыкально - ритмической деятельности: используются  музыкально - подвижные  игры, танцевально - ритмическая гимнастика, пальчиковые игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Ритмопластика  не  только  даёт  выход   повышенной   двигательной   энергии ребёнка, но  и   способствует   развитию  у  него  многих  полезных  качеств.Красивые   движения, усвоенные  на  занятии, ребёнок  с  радостью  и интересом   будет  выполнять  дома, на    праздничном   концерте и на открытых занятиях! Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состояние и воспитание.

         Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который постоянно варьируется и обновляется  в связи с современными  требованиями, а также в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее, ориентируясь на возможности  детей.

Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные  произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают  у  детей  фантазию  и  воображение

 Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией.

Эффективность программы – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему детей. Занятия ритмопластикой способствуют выработке устойчивой правильной осанки; укреплению и развитию различных групп мышц; укреплению иммунитета; улучшению координации движений; воспитанию в детях чувства внутренней свободы; уверенности в себе.

Программа разработана на основе:

  • Буренина А.И.- Ритмическая мозаика.- Программа по ритмической пластике для детей.- Санкт-Петербург, 2000.
  • Танцевальная ритмика – Т. Суворова Москва 1999.

                        В курс развития по ритмической пластике входят такие разделы:- ритмическая гимнастика; - танцы; - музыкально-подвижные игры; - сюжетные композиции. Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяет  использовать их в любых формах организации работы с детьми в дошкольном учреждении (утренняя зарядка,  праздники, досуги, развлечения).

Актуальность образовательной программы.

            Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей в использовании нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, направленных на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Ритмическая пластикакак никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, он органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир ребёнка, развивает ребенка всесторонне.

Ритмопластика объединяя в себе разные виды танцевального  искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Программа вводит детей в большой и удивительный мир ритма и пластики, посредством игры  знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся  музыку у детей развивается  способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в танцевальном рисунке, пластике.

2. Цель программы:

Развитие творческих способностей  ребёнка через движение средствами музыки и оздоровление.

Задачи программы:

1. Развитие музыкальности:

- развитие  способности  воспринимать  музыку, то  есть  чувствовать  ее  настроение  и  характер, понимать  ее  содержание;

- развитие  специальных  музыкальных  способностей: музыкального  слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства  ритма;

 - развитие  музыкального  кругозора  и  познавательного  интереса  к  искусству  звуков;

     - развитие  музыкальной  памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие  ловкости, точности, координации  движений;

- развитие  гибкости  и  пластичности;

- воспитание  выносливости, развитие  силы;

- формирование  правильной  осанки,  красивой  походки;

- развитие  умения  ориентироваться  в  пространстве;

- обогащение  двигательного  опыта  разнообразными  видами  движений.

3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- развитие  творческого  воображения  и  фантазии;

- развитие  способности  к  импровизации: в  движении, в  изобразительной  деятельности, в  слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

            - развитие  эмоциональной  сферы  и  умения  выражать  эмоции  в  мимике  и  пантомиме;

- тренировка  подвижности (лабильности)  нервных  процессов;

- развитие  восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

- формировать у детей приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

 - воспитание  умения  вести  себя  в  группе  во  время  движения, формирование  чувство  такта  и  культурных  привычек  в  процессе  группового  общения  с  детьми  и  взрослыми. 

3. Организация образовательного процесса

           

Программа   по  ритмической пластике     направлена  на всестороннее, гармоничное и  целостное  развитие  личности    детей  дошкольного возраста   от  3   до  5  лет.

В  программе представлены  различные  разделы, но  основными  являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений  и  креативная  гимнастика.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:

- ритмика,

- гимнастика,

- танец.

В нетрадиционные виды упражнений входят разделы:

- пластика,

- пальчиковые игры,

- музыкально-подвижные игры.

В креативную гимнастику входят разделы:

          - музыкально-творческие игры,

- игры – путешествия,

            - специальные задания.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения  и творческих способностей ребёнка.

Сроки реализации программы -  с сентября по май учебного года.

Способ организации - группа  наполняемостью до 20 детей.

Форма обучения – Программа рассчитана на64 часа, занятия  проводятся  2  раза  в  неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов, продолжительность  занятия  соответствует  возрасту  детей.

Продолжительность  занятий   для   детей  дошкольного   возраста:
 

2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Второе занятие в неделю – дублирует первое.

Структура занятия.

Занятия  составлены  согласно  педагогическим  принципам  и  по  своему  содержанию и построению  соответствуют  возрастным  особенностям  и  физическим  возможностям  детей, которые   позволяют ребенку   не  только  в   увлекательной   и   игровой   форме  войти  в  мир музыки, пластики  и  танца, но  и  развивают  умственные  и  физические  способности, а  также  способствуют   социальной   адаптации   ребенка.

Структура  занятия  по  ритмики – общепринятая.  Каждое  занятие состоит  из  трёх  частей: подготовительной (вводной), основной  и  заключительной.

Примерное построение занятия

I.Подготовительная (вводная) часть занимает 5-15%%   от   общего времени.

Задачи  этой  части: подготовить  организм  ребёнка  к  работе, создать  психологический  и  эмоциональный  настрой.

В  нее  входят: вход в зал, построение, ходьба и бег по залу, разминка (общеразвивающие  упражнения); танцевально - ритмическая  гимнастика; комплекс упражнений на растяжку; музыкально – подвижные  игры; танцы (танцевальные  шаги, элементы  хореографии,).

II. Основная часть занимает   70-85%  от  общего   времени. 

В  этой  части  решаются  основные  задачи, идёт  основная  работа  над  развитием  двигательных  способностей, развивающих  творческие  способности  детей. В нее входят: ритмические танцы, пластика, креативная гимнастика.

III. Заключительная частьзанятия длится  от  3 до 7 %  общего времени. Здесь  используются  упражнения  на  расслабление  мышц, дыхательные упражнения  и упражнения  на  укрепление  осанки, пальчиковая гимнастика, полная релаксация.

 В конце   занятия   подводится   итог,  и  дети  возвращаются в группу.

Обязательная   одежда  и  обувь  для  занятия:

            - Для девочек. Футболка или топик белого цвета, лосины тёмного цвета,чешки и носки  белого цвета. Волосы должны  быть  собраны  в  пучок.

- Для мальчиков. Футболка  белого  цвета, шорты темного цвета, чешки   черного  цвета, носки белого цвета.

4. Содержание  разделов программы по ритмопластике

Раздел «Ритмика» направлен на освоение основных двигательных способностей    детей и для развития чувства ритма, позволяющих свободно, красиво и правильно  выполнять движения под музыку, соответственно  её  характеру, ритму, темпу.В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. На занятии происходит также  освоение разных видов ходьбы,бега, прыжков

            Раздел «Гимнастика» - служит основой для освоения ребёнком различных видов движений,это комплекс от6-8 упражнений. Важно поставить ориентиры – жетоны «цветные кружочки», «цветочки», «листочки». Упражнения типа подтягивания, упражнения на мышцы шеи, плечевого пояса, работа кистей рук, мышц туловища, спины (наклоны, выпады, приседания, поднимание ног, особенно с прижиманием к груди, с хлопками (в разных вариантах), упражнения на голеностопные суставы (приставные шаги). Общеразвивающие упражнения (с предметами – ленточками, обручами, флажками, мячами и др. и без предметов), а также  задания  на  расслабление  мышц, укрепление  осанки, дыхательные упражнения (виды упражнений: группировки сидя, лёжа на спине; перекаты в положении сидя, лёжа («орешек», «брёвнышко»); равновесие на носках («балерина»); равновесие, стоя на одной ноге («петушок», «цапля», «ласточка»); равновесие в упоре  сидя («самолёт»); на гибкость («мостик», «кольцо», «шпагат», «берёзка», «птица», «книжка»);  на формирование осанки («стрела», «ракета», «веточка», «змея») и другие.

            Раздел «Танцы»  направлен на формирование у детей танцевальных движений, на  развитие внимания, координации движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, а ещё – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнёра. Доставляет   эстетическую   радость  занимающимся  детям. Танец может быть очень простой, новый или уже знакомый детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и  элементы  различных  танцев: народного, бального, современного и  ритмического.

            Раздел «Музыкально – ритмическая   композиция»   направлен  на  формирование  у  детей  пластичности, гибкости  и  координации. В  разделе  представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую   направленность, сюжетный   характер  и  завершённость.  Все  композиции  объединяются  в  комплексы  упражнений  для  детей  различных   возрастных   групп.

Раздел  «Пластика» - «Игровой стретчинг» основывается  на  нетрадиционной  методике  развития  мышечной  силы  и  гибкости  детей. Ребёнок  обретает умиротворенность, открытость   и  внутреннюю  свободу.

Раздел «Музыкально-подвижные игры» - является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.  Варианты игр: «Найди своё место»; «Нитка – иголка»;  «Цапля и лягушки»; «У медведя во бору»; «Море волнуется»; «Ровным кругом»; «Карлики и великаны»;  «Космонавты»; «Музыкальные стулья»; «Запев – припев»; «Горелки»; «Эхо»; «Мы пойдём сначала вправо»; «Магазин игрушек»; «Мяч по кругу»; «Давайте все делать как я»; «Лавота»; «Ну-ка повторяй».          

Раздел  «Креативная   гимнастика» способствует  развитию выдумки, творческой   инициативы. Здесь  создаются  благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной  активности, мышления, свободного   самовыражения  и  раскрепощения. В раздел  «Креативная   гимнастика» входят разделы:  «Игры – путешествия», «Пальчиковые игры», «Игровой самомассаж».

Раздел  «Игры – путешествия» (сюжетные  занятия)  включают  в  себя  все  виды  подвижной  деятельности. Служит  основой  для  закрепления  умений  и  навыков, приобретённых  ранее, помогает  сплотить  ребят, побывать,  где  захочешь  и  увидеть,  что  хочешь, стать,  кем  мечтаешь.

Раздел «Пальчиковые игры» служат основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное  влияние на развитие активной речи ребёнка, на укрепление памяти, мышления, развитие фантазии,обогащают внутренний мир ребёнка,

Раздел «Игровой самомассаж» направлен на закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

Варианты упражнений: «Носом - вдох, а выдох – ртом»;  «Вороны»; «У меня спина прямая»; «Разотру ладошки сильно»; «Ныряние»; «Подуем на плечо, подуем на другое»; «Руки кверху поднимаем»; «Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем»; «Ветер дует нам в лицо».

Годовой календарный учебный график

на 2022-2023 уч.год

Временной отрезок

начало

окончание

Длительность(недели, календарные дни)

1.

Учебный год

01.09.2022г.

28.05.2023г.

34 недели

2.

Диагностико – организационный этап

01.09.2022 г.

09.09.2022 г.

1 неделя

3.

Учебный период

12.09.2022г.

23.12.2022г.

16 недель

4.

Каникулярное время

26.12.2022г.

09.01.2023 г.

2 недели

5.

Учебный период

10.01.2023г.

12.05.2023 г.

18 недель

6.

Экспертно – оценочный этап

15.05.2023г.

26.05.2023г.

2 недели

7.

Летний оздоровительный период

01.06.2023 г.

31.08.2023 г.

13  недель

3.     Выходные дни: суббота, воскресенье

4.     Праздничные дни: 2022 – 2023года:  

4 ноября – День народного единства

31 января -09 января – Новогодние рождественские каникулы;

23 февраля – День защитника Отечества

8 - 9 марта – Международный женский день

1, 4  мая – Праздник Весны и труда

9,11   мая -  День Победы

12 июня – день Конституции России

Учебный план занятий

по ритмопластике

п/п

Разделы  программы

Кол-во занятий

1.

Ритмика

8

2.

Гимнастика

4

3.

Танец

6

4.

Музыкально – ритмическая  композиция

6

5.

«Музыкально-подвижные игры»

3

6.

Пальчиковая  гимнастика

3

7.

Игромассаж

2

8.

Открытое занятие для родителей

1

9.

Итоговый отчётный концерт

1

Всего  занятий

34

ВОЗРАСТНЫЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   НАГРУЗКИ

3 – 5  лет.

В  этом  возрасте  у  детей  появляется  возможность  выполнять  более  сложные  по  координации  движения.  Возрастает  способность  к  восприятию  тонких  оттенков  музыкального  образа, средств  музыкальной  выразительности.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

 Первый год обучения.  Требования к первому году обучения

1 год обучения

В этом возрасте дети  могут выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков му­зыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Основное содержание

1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движе­нии под музыку в свободных играх;
  • обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некото­рых доступных произведений изобразительного характера композиторов-клас­сиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);
  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, раз­личные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);

  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (гром­ко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высо­кий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму про­изведения, вариации с контрастными по характеру частями;
  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

2.  Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим ша­гом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "го­рячему песку");

прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", легкие поскоки;

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, рас­крывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый сол­дат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида — прощение — радость";

плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации — например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной • ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонап­равленные и симметричные).

3.  Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить свбодное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4.  Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в двихсении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пла­стический образ.

5.  Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие умения самостоятельноначинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слу­ховое представление и двигательную реакцию;

  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движе­ния в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слу­ховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помеще­нии, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрос­лыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать стар­ших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем прово­дить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):

1-е полугодие — повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".

2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

                Сентябрь

Вид деятельности

1

2

3

4

Ритмика

Хлопки в такт музыки

(дождик)

Топание ногами (гром)

Хлопки  на  каждый счёт  и  через  счёт.

Удары  ногой на  каждый счёт  и  через  счёт.

Танцевально-ритмическая гимнатика

  Ходьба («кошечка, «цыплята»), по  кругу.

Спокойный шаг, высокий шаг «цапля»

Упр.  на расслабл-ие  мышц.

Построение и движение в колонне

Танец

«Полька –хлопушка»

«Танец с листьями»

Музыкально-ритмическая композиция

«Белочка»

«Топни, ножкамоя»

Пальчиковые игры

«Кораблик»

«Трик-трак»

«Засолка капусты»

Музыкально-подвижная

игра

«Займи доимк»

«Самолёты»

Цель:   Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену  частей музыки. 

               Октябрь

Вид деятельности

5

6

7

8

Ритмика

Притопы  с  паузами

Хлопки  с  паузами

Притопы и хлопки  с паузами

Бег по кругу и ориентирам («змейкой

Танцевально-ритмическая гимнатика

Построение  в  шеренгу.

Комплекс  упр.

на полу

Построение  в  шеренгу, перестроения  в круг.Упражнения  для развития  гибкости.

Упражнения  на  расслабление  мышц

Танец

«Топни, ножка моя»

«Старый  жук» (Найди  себе  пару)

Музыкально-ритмическая композиция

«Полька –хлопушка»

«Танец с листьями»

Пальчиковые игры

Этот пальчик – дедушка»

Игровой самомассаж

Музыкально-подвижная

игра

«Кто скорее возьмёт игрушку?»

«Поезд», « Игра по станциям»

Цель:   Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации

        Ноябрь

Вид деятельности

9

10

11

12

Ритмика

Равновесие на одной ноге с опорой и без неё

Построение в круг.

Мягкий, пружинистый шаг

Шаг на носках

Танцевально-ритмическая гимнатика

Бег  по  кругу  и  ориентирам. Упражнения  на  развития мышечной силы на ковриках

Передвижение

шагом и бегом.

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки

Танец

Танцевальные шаги, хореографические упражнения

«Большая стирка»

Музыкально-ритмическая композиция

«Белые кораблики»

« Весёлые путешественники »

Пальчиковые игры

«Как у бабушки Наташи»

«Вышли пальчики гулять»

Музыкально-подвижная

игра

«Найди  предмет

«Музыкальные стулья»

Цель: Развитие внимания, скорости реакции, точности и ловкости движений, а также развитие эмоциональной   сферы и выражение эмоций в мимики.                           Развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой

     Декабрь

Вид деятельности

13

14

15

16

Ритмика

На  каждый  счёт  поднимать  руки.

Выполнение простых движений руками в различном темпе.

Движения  руками в  разном  темпе.

Хлопки  с  паузами.

Танцевально-ритмическая гимнатика

Построение  в шеренгу.  Передвижение  шагом  и  бегом.

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Упражнения  на  развития гибкости.

Танец

«Снежинки»

Танцевальные шаги, хореографические упражнения

«Танец зайчиков и лисы»

Музыкально-ритмическая композиция

«Танец снежинок»

«Плюшевый медвежонок»

Пальчиковые игры

Игропластика

«Прогулка»

Музыкально-подвижная

игра

«Музыкальные стульчики»

«Игра Деда Мороза со снежками»

Цель: Обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясок, маршевых мелодий и детских песен

            Январь

Вид деятельности

17

18

19

20

Ритмика

Сочетание упоров с движениями ногами

Выполнение  простых движений руками.

Прыжки  с  ноги  на  ногу.

Притопы и хлопки  с паузами.

Танцевально-ритмическая гимнатика

Построение  в  врассыпную.

Упражнения  на  расслабление  мышц, дыхания.

Игровой самомассаж

Построение  в  шеренгу, колонну и круг

Танец

«Большая прогулка»

Танцевальные шаги.

Музыкально-ритмическая композиция

«Маленький танец»

«Рыбачок»

Пальчиковые игры

«Паучина»

«Трик-трак»»

Музыкально-подвижная

игра

«Шёл весёлый дед Мороз»

«Жмурки»

Открытое занятие для родителей

Цель: Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

      Февраль

Вид деятельности

21

22

23

24

Ритмика

«Весёлые ладошки»

Построение в круг.

Движения  руками в  разном  темпе

Танцевально-ритмическая гимнатика

Упражнение на расслабление мышц, дыхательные  и на укрепление осанки.

Гимнастические упражнения  на  ковриках с лентами

Построение  в  круг.

Упражнения  на  расслабление  мышц

Танец

Танцевальные шаги.

Прыжки  с  ноги  на  ногу.

«Большая  прогулка»

Музыкально-ритмическая композиция

«Жили у бабуси…гуси»

«Поросята»

Пальчиковые игры

«Магазин игрушек»

«Букет цветов»

Музыкально-подвижная

игра

«Найди своё место»

«Кто скорее возьмёт игрушку?»»

Цель: Закрепить полученные навыки, развивать умение двигаться в соответствии с музыкой.

        Март

Вид деятельности

25

26

27

28

Ритмика

Простейшие движения руками.

«Весёлые ладошки»

Бег  по  кругу  и  ориентирам.Простейшие танцевальные движения.

Танцевально-ритмическая гимнатика

Построение  в  круг.

Упражнения на ковриках.

Построение в шеренгу.

Ходьба в разных направлениях и по ориентирам.

Танец

«Большая стирка»

Танцевальные шаги. 

Упражнение с цветами.

Музыкально-ритмическая композиция

«Чебурашка»

«Весёлые путешественники»

Пальчиковые игры

«Едем, едем»

«Паучина»

«Трик-трак»

Музыкально-подвижная

игра

«Найди себе пару»

Игровой самомассаж

Цель: Развивать различные группы мышц (упражнения на плавность движений, махи, чёткость).

Формирование правильной осанки, красивой походки, эмоциональной выразительности движений.

       Апрель

Вид деятельности

29

30

31

32

Ритмика

«Весёлые ладошки»

Движения  руками в  разном  темпе.

Игропластика

Танцевально-ритмическая гимнатика

Построение  в  шеренгу, колонну и круг.

Упражнениянаковриках.

Построение в круг.

Построение в круг.

Упражнение на расслабление

Танец

«Мамочка»

«Едем к бабушке в деревню»

Музыкально-ритмическая композиция

Танцевальные шаги. «Всё мы делим  пополам»

«Весёлые  путешественники»

«Лошадки»

Пальчиковые игры

«Паучок»

«Трик-трак»

Музыкально-подвижная

игра

«Заинька, выходи»

«Жмурки»

Игровой самомассаж

Май- диагностика, отчётный концерт

7.  Материально-техническое обеспечение программ

- музыкальный зал

- пианино

- магнитофон

- видеомагнитофон

- зеркала

- костюмы: русские народные, костюмы сказочных героев,

- музыкальные инструменты

- стульчики по количеству детей

- экран переносной на штативе

-компьютер

-шар зеркальный

- Спортивные предметы:

скакалки, мячи, кубики, обручи, ленточки, флажки.

- Раздаточный материал: игрушки, цветные платочки,  шарфики   погремушки, султанчики,

осенние и весенние веточки.

- Маски из сказок.

- Диски, кассеты с фонограммой

- Коврики для детей

- Мягкие модули

Методическое обеспечение программы.

1.дидактические карточки,

2. научная и нотная литература,

3. разработка,  игр, бесед, открытых занятий,

4. конспекты занятий,

4. аудиозаписи,

5. музыкальные диски,

6. наглядные пособия и другие

 методические материалы    

необходимые для  проведения

    занятий.

Репертуар

Детские песенки, музыка из мультфильмов и мелодии:

Буренина А.И. «Ритмическая мозайка» Вып. 1-4.

Буренина А.И. «Коммуникативные танцы»

Е.Зарицкая. «Дети выбирают мир» - песни

Суворова.Т. Ритмика. Вып. 1-5

Суханова Е.Ю. «Танцевальный калейдоскоп» Вып.1-5

«Топ, топ, каблучок» . Вып.2

«Ах, карнавал!» Вып.1

Л.Кустова.Танцевальные композиции и танцы для детей.

Новикова Л.А. «Танцевальный калейдоскоп». Вып.1-6.

Марши, народная музыка (фольклор), современная музыка, классические композиции, отрывки из балета и оперы.

Диагностика

Показатели качества усвоения ребенком программного материала.

Музыкальность.

             - Умение слушать и понимать музыку.

- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.

- Умение определять на слух музыкальные жанры.

- Чувство ритма.

Двигательные навыки.

- Координация движений.

- Ориентирование в пространстве.

- Точность выполнения танцевальных движений.

- Пластичность.

Эмоциональная сфера.

- Выразительность мимики и пантомимики.

Творческие проявления.

- Умение импровизировать под музыку.

- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом

Коммуникативные навыки.

- Умение вести себя в паре.

- Умение вести себя в коллективе.

Проявление некоторых психических процессов.

- Память.

- Внимание.

- Подвижность нервных процессов.

Методы

Методика обучения традиционная. Обучение осуществляется, опираясь на следующие принципы: сознательность, активность, систематичность, последовательность, наглядность, доступность.

Методы:

      Словесные(устное изложение, беседа)

      Наглядные(показ приёмов, движений)

      Практические  (тренировочные упражнения)

 Способы определения результативности

- октябрь – проводится в виде беседы с детьми;

- декабрь, март – проводятся наблюдения за детьми на занятиях;

- январь – открытое занятие для родителей;

- май – проводится в форме итогового отчётного концерта.

Диагностические критерии.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Музыкальность

1. Слушает внимательно до конца муз.отрывок. Умеет высказаться о характере и темпе данного отрывка.

2. Двигается в соответствии с характером музыки.

3. Узнает на слух знакомые танцевальные мелодии

4. Чувствует метрическую пульсацию и двигается в соответствие с ней.

1. Слушает муз.отрывок, отвлекаясь. Высказывается о характере и темпе данного отрывка с помощью наводящих вопросов.

2. Не всегда двигается в соответствие с характером музыки.

3. Узнает на слух знакомые танцевальные мелодии с подсказкой.

4. Не всегда чувствует метрическую пульсацию и двигается в соответствие с ней.

1. Не может дослушать муз.отрывок до конца, все время отвлекается. С трудом высказывается о характере и темпе данного отрывка.

2. Двигается под музыку не в характере.

3. Не узнает на слух знакомые танцевальные мелодии.

4. Не чувствует метрическую пульсацию, двигается не ритмично.

Двигательные навыки

1. Легко координирует движения рук и ног в танцевальных упражнениях.

2. Ориентируется в пространстве, знает « право-лево», «ближе-дальше» по отношению к предметам, не путает « вперед-назад.»

3. Точно выполняет предложенные танцевальные движения.

4. Пластично двигается в медленном темпе.

1. Координация рук и ног в танцевальных упражнениях затруднена.

2. Не всегда ориентируется в пространстве. Путает « право-лево», « ближе-дальше», « вперед-назад».

3. Выполняет предложенные танцевальные движения с ошибками.

4. Испытывает трудность при выполнении плавных движений в медленном темпе.

1. не координирует движения рук и ног в танцевальных упражнениях.

2. Не ориентируется в пространстве. Не знает « право-лево», « ближе-дальше», « вперед-назад».

3. Коряво и не точно выполняет предложенные танцевальные движения.

4. Двигается не пластично.

Эмоциональная сфера

1. Выразительно и эмоционально исполняет образные движения.

1. Немного скован, не всегда проявляет эмоции при исполнении образных движений.

                                         

1. Не эмоционально и вяло исполняет образные движения.

Творческие проявления

1. Легко и с удовольствием импровизирует под музыку  предложенные игровые ситуации и образы животных.

2. Активно помогает придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.

1. Импровизирует предложенные игровые ситуации и образы животных по образцу.

2. Не проявляет инициативу в придумывании танцевальных движении.

1. Отказывается или не может импровизировать предложенные игровые ситуации и образы животных.

2. Не помогает придумывать танцевальные движения.

Коммуникативные навыки

1. Умеет правильно пригласить ( проводить), приветствовать партнера, встать красиво в пару и сохранять это положение на протяжение всей композиции( танца).

2. Уважительно относится к товарищам, не толкается, соблюдает очередность и дистанцию. Сохраняет спокойствие, когда внимание педагога направлено на другого ребенка.

1. Не всегда правильно приглашает( провожает), приветствует партнера. В паре не может сохранять положение до конца композиции ( танца).

2. Не всегда проявляет чувство такта по отношению к товарищам, торопиться, не соблюдает очередность. Не может долго сохранять спокойствие при отсутствии к себе внимания.

1. Не умеет правильно пригласить( проводить) партнера, забывает приветствовать его. Не держит позицию « партнер-партнерша» в композиции ( танце).

2. Неуважительно относится к товарищам, толкается, не соблюдает очередность. Требует повышенного внимания к себе.

Проявление некоторых психических процессов

1. Без труда запоминает танцевальные движения, несложные комбинации движений, рисунок танца.

2. Внимателен на занятиях, не отвлекается во время исполнения танцевальных элементов и танцев.

3. Понимает объяснения,  условия игры сразу, достаточно точно может воспроизвести движения одновременно с показом педагога.

1. Запоминает танцевальные движения, несложные комбинации движений, рисунок танца после многочисленных повторений.

2. Отвлекается на занятиях, не всегда внимателен во время исполнения танцевальных элементов, танцев.

3. Понимает объяснения, условия игры не сразу, воспроизводит движения одновременно с показом педагога не точно, с трудом.

1. Не может запомнить танцевальные движения, несложные комбинации движений, рисунок танца.

2. Невнимателен на занятиях, все время отвлекается во время исполнения танцевальных элементов, танцев.

3. С трудом понимает объяснения, условия игры, не может воспроизвести движения одновременно с показом педагога.

8. Прогнозируемые результаты:

1. Ребёнок ярче проявляет эмоциональную отзывчивость на чувства, мысли, выраженные в произведениях, возрастает заинтересованность к занятиям, складываются определённые взаимоотношения со сверстниками, испытывает удовольствие от совместного исполнения движений.

2. Ритмично ходить, легко бегать, скакать, передавать различные по характеру музыкальные образы в соответствии с контрастным характером музыки (бодрая, энергичная, спокойная, маршевая).

3. Уметь исполнить пляски и построения в различных исходных положениях и построениях (парами, по кругу, врассыпную, сидя и лёжа на ковре), элементы движений исполняются по показу взрослого и самостоятельно.

4. Обучение простейшим исполнительским навыкам, приобщение к первым проявлением творчества.

Формы выявления, фиксации, предъявления результатов.

Спектр способов и форм Выявления результатов

Спектр способов и форм Фиксации результатов

Спектр способов и форм

Предъявления результатов

1.Беседа

2.Наблюдение

3.Праздничные мероприятия

4. Концерты

5. Открытые  занятия

1. Видеозапись

2. Фото

3.Отзывы (детей и родителей)

1.Открытые занятия для родителей в каждой группе.

2.Спортивные и музыкальные развлечения, праздники в детском саду.

3.Концерты

5.Участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах.

9. Условия, необходимые для реализации программы.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

  • Личностное  общение  педагога  с  ребенком;
  • Правильное  покрытие  пола – деревянное  либо  ковровое  покрытие;
  • На  каждого  ребёнка  должно   быть  отведено  4  метра  площади;
  • Избегать употребление жвачки во время занятия;
  • Иметь свободный доступ к воде.
  • Каждый ребенок должен иметь обязательную  одежду  и  обувь  для  занятия;
  • Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
  • Атрибуты, наглядныепособия;
  • Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
  •  Иметь: расписание занятий, методический материал, календарный  план, результативность   каждого   занимающегося   по   итогам  года.

Все эти задачи реализуются  в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободных играх, при подготовке и прове­дении развлечений и праздников, в процессе индивидуального общения с ребенком, также  имеется  в виду последовательность усложнения заданий, выделе­ние приоритетных задач в зависимости от конкретного содержания на определённый период времени, возможностей детей и условий работы.

10. Список литературы.

1.   Буренина А.И. «Ритмическая мозайка» - С-Пб., 2000.

2.  Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей«Са-

      фи-дансе».-СПб.,2001

3.  Погорелова Г. Музыкально-игровая гимнастика //Жур. Муз. Рук-ль. М., 2008.-

      №1с.12

4.   Ветлугина Н.А.  Музыкальное воспитание ребёнка. – М., Просвещение, 1981.

5.   Волкова Г.А.   Логопедическая ритмика. – М., Просвещение, 1985.

6.   Выготский Л.С.   Психология искусства – М., 1986.

7. Запорожец А.В.   Развитие произвольных движений. – М., 1960.

8. Иова Е.И., Оиффе А.Я.  Утренняя гимнастика под музыку. – М., Просвещение, 9.  Каява Е.Е.  Музыкальные игры и пляски в детском саду. – Ленинград, 1963.

10 Каплунова И., И. Новоскольцева И. Ладушки «Потанцуй со мной дружок»

11. Назарова А.Г. «Игровойстретчинг».  СПб, 2013

12.  Кузнецова Е.  Логопедическая ритмика. – М., 2002.

13.  Лифшиц И.В.  Ритмика: Учебное пособие. – М., Академия, 1999.

14   Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

15.  Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение – М., 2005

16.  Суворова Т. Танцевальная ритмика. Учебное пособие.Вып.1-5. – С-Пб. 2007.

24. Тютюнникова Т.Э. Вездесущий ритм //Журн. Муз. Руководитель.- М., 2005.- 

       №4.- с.5

25.Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг».М ТЦ «Сфера», 2012.

26. Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 4-7 лет – М.,2001

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie