"Коррекция звукопроизношения"

Программа занятий

Пояснительная записка

  В настоящее время проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у дошкольников и детей младшего школьного возраста приобретает актуальный характер. Наибольшую тревогу вызывает у родителей нарушение звукопроизношения у старших дошкольников. Этот недостаток речи заметен окружающим, может отразиться на полноценном развитии ребенка и его успешности при обучении в школе.

       Программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с нарушениями звукопроизношения при ФНР и ФФНР.

Основание написания программы.

  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12. 2012 года;

  Постановление Правительства РФ от 15.08. 2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые МДОУ «Малечкинский детский сад» от  №№ 62 от  16.10. 2016

Научная обоснованность Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.  Теоретической основой Программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным. В Программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В  Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

 Базисным тезисом при разработке данной Программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

•   системности;

•   комплексности;

•   деятельностный;

•  онтогенетический;

•  обходного пути;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Цель программы Коррекция нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

 В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:

  1. Развитие артикуляционной  моторики, просодических компонентов.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Постановка звуков и ввод их в речь.
  4.  Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.

Система обучения детей по программе построена на ведущих принципах логопедической науки:

  • Принцип системного подхода;
  • Онтогенетический принцип;
  • Принцип особого подбора речевого материала;
  • Принцип опоры на сохранные анализаторы.

Ценностные ориентиры содержания курса занятий

 Наряду с основной коррекционной задачей возникла задача становления и развития личности ребёнка как субъекта отношений. Новые федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на то, чтобы научить ребенка самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, то есть сформировать у него базовые компетентности современного человека: информационную, коммуникативную, речевую, стремление к самореализации и самообразованию.

 Основные проблемы, на решении которых сконцентрированы  усилия, можно сформулировать следующим образом:

 развитие у детей уверенности в себе, своих силах;

 развитие навыков коммуникации;

 формирование умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого человека.

Коррекционно-воспитательная работа строится  с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Адресат  Программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения  звукопроизношения

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи.

Фонетическое недоразвитие речи – это частичное нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети с нормальным слухом и интеллектом.

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является нарушенное произношение звуков, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Количество нарушенных звуков может быть разным: от одного звука до нескольких из разных фонетических групп.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей  с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

   Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.

Планируемые результаты

Личностные:

• владеющий навыками культуры поведения и общения;

• умеющий контролировать свои действия;

• владеющий чувством самоуважения, собственного достоинства. Метапредметные:

• коммуникативные результаты: овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• регулятивные результаты: способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предметные:

  • умеющий правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;  умеющий четко дифференцировать все изученные звуки;
  • умеющий контролировать правильность произношения.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Содержательный раздел

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с момента первоначального обследования звукопроизношения у ребенка и подписания договора с родителями на оказание платных услуг. Работа продолжается до достижения чистой речи у ребенка или расторжения договора.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

Содержание.

Очередность изложения материала определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:

I этап – Диагностический

Цель диагностики: выявление особенностей нарушения звукопроизношения у детей. На этом этапе, решаются следующие задачи:

  • Выявить у дошкольников нарушения звукопроизношения.
  • Выявить особенности фонематического восприятия.
  • Выявить особенности артикуляционной моторики.

II этап – Подготовительный.

   Предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речевого аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

  • Вызвать интерес ребенка к логопедическим занятиям;
  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
  • Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
  • Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж);

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания учителя-логопеда и больших затрат времени.

III. этап- Формирование произносительных умений и навыков

Предполагает создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.

Задачи:

  • Устранение дефектного звукопроизношения;
  • Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков.

    Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными;

    Постановка звуков в такой последовательности:

  • Свистящие: С, З, Ц
  • Шишящие: Ш Ж
  • Сонор: Л
  • Соноры: Р, РЬ
  • Шипящие: Ч, Щ.

Способ постановки: смешанный.

Допускается другой порядок постановки звуков, что зависит от индивидуальных особенностей ребенка и готовности его артикуляционного аппарата произносить ту или иную группу звуков.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

    а) С, З, Ш, Ж, Сь, ЗЬ, ЛЬ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь; в слогах со  стечением согласных.

    б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

    в) Р, РЬ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

  По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами могут объединяться в малые подгруппы.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

  С – З, С – СЬ, С – Ц, С – Ш;

  Ж – З, Ж – Ш;

  Ч – С, Ч – ТЬ, Ч – Щ;

  Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

  Р – Л, Р – РЬ, Р – ЛЬ, Л – ЛЬ.

Проводится на слоговом, словесном материале с включением его в связное высказывание.

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи  (в диалогах, беседах играх).

Параллельно с коррекцией звукопроизношения происходит совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Систематические проводятсялексические и грамматические упражнения; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, нормализация просодической  стороны речи на отработанном в произношении материале.

На базе правильно произносимых звуков ведется работа на развитие связной выразительной речи, обучение рассказыванию.

IV этап -  Диагностический

 Итоговое обследование звукопроизношения(изолированное, в отраженной и в самостоятельной речи).Используется речевая карта Н.В. Нищевой, раздел «Состояние звукопроизношения».

Содержание занятий включает овладение фонетическим строем языка: развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, исправление логопедическими приемами произношения звуков или уточнение их артикуляции.

В содержание работы учителя-логопеда входит два блока: коррекционно-оздоровительный и коррекционно-развивающий.

  • коррекционно-оздоровительный блок входит:
    • Артикуляционная гимнастика.
    • Пальчиковая гимнастика.
    • Релаксация.
    • Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
  • коррекционно-развивающий блок входит:
    • Звукопроизношение (постановка звуков, введение звуков в речь).
    • Фонематический слух, элементы звуко-слогового анализа и синтеза.
    • Словарь.
    • Грамматический строй.
    • Связная речь.

Организационный раздел

Годовой календарный учебный график

Временной отрезок

начало

окончание

Длительность(недели, календарные дни)

1.

Учебный год

01.09.2022г.

28.05.2023г.

34 недели

2.

Диагностико – организационный этап

01.09.2022 г.

09.09.2022 г.

1 неделя

3.

Учебный период

12.09.2022г.

23.12.2022г.

16 недель

4.

Каникулярное время

26.12.2022г.

09.01.2023 г.

2 недели

5.

Учебный период

10.01.2023г.

12.05.2023 г.

18 недель

6.

Экспертно – оценочный этап

15.05.2023г.

26.05.2023г.

2 недели

7.

Летний оздоровительный период

01.06.2023 г.

31.08.2023 г.

13  недель

3.     Выходные дни: суббота, воскресенье

4.     Праздничные дни: 2022 – 2023года:  

4 ноября – День народного единства

31 января -09 января – Новогодние рождественские каникулы;

23 февраля – День защитника Отечества

8 - 9 марта – Международный женский день

1, 4  мая – Праздник Весны и труда

9,11   мая -  День Победы

12 июня – день Конституции России

Объем образовательной нагрузки

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Каждый этап индивидуален по продолжительности для каждого ребенка и зависит от его речевого диагноза и психических особенностей.

Программа рассчитана на одно - два занятия в неделю, что зависит от договоренности с родителями. Занятия проводятся с октября по май месяц в индивидуальной форме обучения, продолжительность 1 занятия – 20-30 минут и зависит от возраста ребенка и его психических особенностей. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. При автоматизации звуков допускается объединение детей в малые подгруппы для организации игровых упражнений и формирования коммуникативных навыков у детей.

Сроки реализации программы - от 3 месяцев до 2 лет, что зависит от диагноза, индивидуальных возможностей ребенка и желания родителей продолжать или прекратить занятия.

Учебный план.

Виды деятельности

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Коррекция звукопроизношения

1 - 2

4 - 8

32 - 64

Конкурс чтецов в ДОУ

Участие в итоговом концерте

Учебный план индивидуальной непосредственно образовательной деятельности

Название темы

(раздела)

Содержание учебного раздела

Количество

часов

1 этап. Диагностический

Первичное

обследование

состояние

звукопроизношения.

Обследование состояния

артикуляционного аппарата.

* Обследование особенностей

моторики артикуляционного

аппарата.

* Обследование произношения

звуков (изолированное и в

самостоятельной речи).

1

2 этап. Подготовительный.

Общая и речевая

моторика

Работа над развитием

координации движений.

*Развитие мелкой моторики.

*Развитие физиологического и

речевого дыхания.

*Развитие артикуляционной

моторики.

4

3 этап. Формирование произносительных умений и навыков

Постановка и

автоматизация

свистящих звуков

(С,СЬ, З, ЗЬ, Ц )

Постановка и

автоматизация

свистящих звуков

(С,СЬ, З, ЗЬ, Ц )

* Обучение осознанию звуков

как определенной

последовательности

артикуляционных поз.

* Выполнение

артикуляционных упражнений

для подготовки к постановке

звуков.

Вызывание и постановка

звуков с механической

помощью и без.

*Закрепление произношения

поставленных звуков:

-в слогах;

- в словах;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках,

стихах.

* Дифференциация звуков в

произношении.

20

Постановка и

автоматизация

шипящих звуков

(Ш, Ж, Ч, Щ )

* Обучение осознанию звука

как определенной

последовательности

артикуляционных поз.

* Выполнение

артикуляционных упражнений

для подготовки к постановке

звуков.

* Вызывание и постановка

звуков с механической

помощью и без.

*Закрепление произношения

поставленных звуков:

-в слогах;

- в словах;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках,

стихах;

- в скороговорках;

- в спонтанной речи

18

Постановка и

автоматизация

сонорных звуков

(Л, ЛЬ, Р, РЬ, )

* Обучение осознанию звука

как определенной

последовательности

артикуляционных поз.

* Выполнение артикуляционных упражнений

для подготовки к постановке

звуков.

* Вызывание и постановка

звуков с механической

помощью и без.

*Закрепление произношения

поставленных звуков:

-в слогах;

- в словах;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках,

стихах;

- в скороговорках;

- в спонтанной речи

20

4 этап. Диагностический

Итоговое

обследование

звукопроизношения

* Обследование произношения

звуков (изолированное и в

самостоятельной речи).

1

Итого            64                                                                                                                                          

Учебно-методический комплект

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Коррекция нарушений речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Туманова Т.В. и др. М.: «Просвещение» 2009.       

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2008. (Библиотека журнала «Логопед»)

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс», 2001.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Думай – говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. М.: Просвещение, 1996. выпуски 1,2,3,4.        

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: 1999.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгркпповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1999.

Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры на развитие речи  - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011

Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005. Альбомы 1,2,3,4.

Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, восприятия.- ООО «Стрекоза», 2016.  Выпуски 1,2,3,4.

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998.

Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий С,З,Ц; Ч,Щ. СПб: КАРО, 2006.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie