"Веселый песок"

Укажите полное описание.

Программа занятий

  1. Пояснительная  записка

Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе «Искусство песка».

Песок - та же краска, только работает по принципу «Света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:

•        «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);

•        «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 22 июля 2010 г. N 91  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»).

1.1Актуальность программы. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Для этого разработана программа развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии «Веселый песок».

Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

•        понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

•        формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

•        гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

•        песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

1.2Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

•        способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка;

•        развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;

•        учить использовать в работе нестандартные материалы;

•        развивать моторику, фантазию и образное мышление;

•        воспитывать интерес к практической творческой деятельности;

•        воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;

•        воспитывать навыки активности и самостоятельности;

•        использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

                                  

2. Организация образовательного процесса

2.1.Способ организации. Организованная работа с детьми ведется  как занятие. Данная программа составлена на основе запроса родителей.

Группа разбивается на подгруппы до 10 детей в возрасте от 5-7 лет.

2.2.Сроки реализации программыс октября по май учебного года.

2.3 Форма обучения. Программа рассчитана на64 занятий. Они  проводятся  2 раза  в  неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов. Продолжительность занятий: дети 6-7 года - 30 мин; дети 5-6 лет  - 25 мин.

2.4 Структура занятия:

1.Вводная часть: организационный момент, рисование настроения ребенка;

2.Основная часть: объяснение-показ новых элементов в рисовании; рассказ истории и прорисовка ее; игры с песком;

3.Заключительная часть: подведение итогов, рисование без заданной темы.

2.5 Годовой календарный учебный график

МДОУ «Малечкинский детский сад»

 на 2022– 2023 учебный год

1.     Режим работы детского сада:  12 часов, с 7.00 до 19.00. Пятидневная рабочая неделя.

2.     Сроки годового календарного учебного графика:

Временной отрезок

начало

окончание

Длительность(недели, календарные дни)

1.

Учебный год

01.09.2022г.

28.05.2023г.

34 недели

2.

Диагностико – организационный этап

01.09.2022 г.

09.09.2022 г.

1 неделя

3.

Учебный период

12.09.2022г.

23.12.2022г.

16 недель

4.

Каникулярное время

26.12.2022г.

09.01.2023 г.

2 недели

5.

Учебный период

10.01.2023г.

12.05.2023 г.

18 недель

6.

Экспертно – оценочный этап

15.05.2023г.

26.05.2023г.

2 недели

7.

Летний оздоровительный период

01.06.2023 г.

31.08.2023 г.

13  недель

3.     Выходные дни: суббота, воскресенье

4.     Праздничные дни: 2022 – 2023года:  

4 ноября – День народного единства

31 января -09 января – Новогодние рождественские каникулы;

23 февраля – День защитника Отечества

8 - 9 марта – Международный женский день

1, 4  мая – Праздник Весны и труда

9,11   мая -  День Победы

12 июня – день Конституции России

2.6 Учебно-тематический план.

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество

занятий в год

5-7 лет

дети 6-7 года - 30 мин;

дети 5-6 лет  - 25 мин

2 раза в неделю

8

62

Задачи

практические занятия

1

Развивать моторику, воображение

14

2

Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

14

3

Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

3

4

Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

3

5

Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

4

6

Развивать пространственные представления

5

7

Ориентироваться на песчаной поверхности

4

8

Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление

4

9

Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи

4

10

Развивать слуховую память, креативность

4

11

Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

3

Итого:

62

2.7 Формы и методы реализации программы

          Методы

Наглядные методы включают в себя:

•        наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/

•        наглядно - зрительные / дидактический материал /;

•        сенсорно - моторные / обследование /;

•        тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;

•        формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие

руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,

подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;

•        элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,

дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

•        объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;

•        указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;

•        вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /

•        Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

•        метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;

•        игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

 Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. 

Групповые игры

   Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

2.8 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.

Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей дошкольного возраста и с вниманием относятся к их индивидуальным способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого воспитанника.

В возрасте от 5 до 7 лет, доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.

Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам.

Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

2.9 Предполагаемый результат:

Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:

•        игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

•        песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);

•        игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

•        в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

•        в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1 Календарно-тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Задачи

Октябрь

«Знакомство»

«Правила песочной страны»

Познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка

«Копаем – насыпаем»

Научить навыкам прикосновения к песку разными способами

«Свойства песка»

«Отпечатки наших рук»

Развивать моторику, воображение и интерес к работе

«Чувствительные ладошки»

«Отпечатки предметов»

Развивать моторику, воображение и интерес к работе

«Рисунок на песке и рисунок песком. В чем разница техник»

«На что похоже?»

Закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях

Упражнение «Дорисуй»

Ноябрь

«Игры с дыханием»

«Песчаный ветер»

Учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию

«Варим кашу»

«Мышки в норках»

Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться

«Курочка»

«Домики для животных»

Активизировать заинтересованность играми с песком

«Путешествие на север»

«Цветные заборчики»

Активизировать заинтересованность играми с песком

«Лесная тропинка»

Декабрь

«Рисуем на песке»

«Мы едем, едем, едем…»

Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

«Дорожки, волны, лесенки»

«Обводилки»

«Необыкновенные следы»

«Дождь на песке»

Развивать моторику, воображение и интерес к работе

«Цветочная полянка»

«Яблоня»

«Сова на дереве»

Январь

«Детские тайны»

«Что спряталось в песке?»

Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

«Секретики»

«Найди отгадку»

Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

«Песчаные жмурки»

«Археолог»

Пробуждать желание делать друг дугу подарки.

«Муравейник»

Февраль

«В гостях у сказки»

Рисуем сказку «Репка»

Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

Инсценируем сказку «Колобок»

Инсценируем сказку «Теремок»

Инсценируем сказку «Три поросенка»

Инсценируем сказку «Курочка Ряба»

Инсценируем сказку «Три бабочки»

Придумываем сказку «Веселая полянка»

Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

Придумываем сказку «Дом, который построил я»

Март

«Работа с мокрым и кинетическим песком»

«Я пеку, пеку, пеку…»

Учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим

«Поварята»

«Варим кашу»

Ориентироваться на песчаной поверхности

«Лесная тропинка»

«Лебединое озеро»

«У куклы Маши День рождения»

Развивать пространственные представления, внимание к героям

«Мы идем в гости»

«Подводный мир»

Апрель

«Работа с сухим и цветным песком»

«Здравствуй, Песчинка»

Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление

«Цветные изображения»

«Отражения»

«Символ счастья»

Продолжать знакомить со свойствами сухого песка

«Птички прилетели, зернышки поели»

«Утро»

Упражнение «Дорисуй»

«Быстрые ракеты»

Май

«Символ счастья»

Развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке

«Песочные сказки»

«День победы»

«Дорога в детский сад»

«Весенние ручьи»

Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи

«Цветочек для мамы»

«Лето»

«Моя семья»

Направления работы  

Содержание деятельности

1. Работа с детьми      

1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2.Чтение художественной литературы.

3.Знакомство со световым планшетом и свойствами песка

4. Организация фото-выставок детских рисунков

2.Сотрудничество с родителями

1.Консультации по применениюпесочной терапии

2. Организация фото-выставок, совместных творческих работ.

3. Открытое занятие для родителей

3.Материально- техническое обеспечение

1. Световые планшеты для работы с песком

2. Цветной песок

3. Стулья

4. Игрушки для песочницы (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы, кисточки, цветные камни и т.д.)

5. Музыкальный центр

6. Аудиозаписи

7. Видеопроектор

8. Видеозаписи

4. Методическое сопровождение

1.      Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

2.      Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

3.      Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

4.      Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

5.      Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007

6. Консультационный материал для родителей, педагогов.

3.2 Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Февраль – открытое занятие для родителей

Декабрь и май –фото-выставки творческих работ детей.

Взаимодействие с родителями:

- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;

- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

3.3Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки. Фотографии рисунков, выполненных детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на фото-выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

4.СписокЛитературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  6. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
  8. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  9. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  10. Козуб Н.В., ОсипукЭ.И.«В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г.
  11. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  12. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.u-sovenka.ru

  1. Пояснительная  записка

Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе «Искусство песка».

Песок - та же краска, только работает по принципу «Света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:

•        «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);

•        «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 22 июля 2010 г. N 91  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»).

1.1Актуальность программы. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Для этого разработана программа развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии «Веселый песок».

Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

•        понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

•        формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

•        гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

•        песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

1.2Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

•        способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка;

•        развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;

•        учить использовать в работе нестандартные материалы;

•        развивать моторику, фантазию и образное мышление;

•        воспитывать интерес к практической творческой деятельности;

•        воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;

•        воспитывать навыки активности и самостоятельности;

•        использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

                                  

2. Организация образовательного процесса

2.1.Способ организации. Организованная работа с детьми ведется  как занятие. Данная программа составлена на основе запроса родителей.

Группа разбивается на подгруппы до 10 детей в возрасте от 5-7 лет.

2.2.Сроки реализации программыс октября по май учебного года.

2.3 Форма обучения. Программа рассчитана на64 занятий. Они  проводятся  2 раза  в  неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов. Продолжительность занятий: дети 6-7 года - 30 мин; дети 5-6 лет  - 25 мин.

2.4 Структура занятия:

1.Вводная часть: организационный момент, рисование настроения ребенка;

2.Основная часть: объяснение-показ новых элементов в рисовании; рассказ истории и прорисовка ее; игры с песком;

3.Заключительная часть: подведение итогов, рисование без заданной темы.

2.5 Годовой календарный учебный график

МДОУ «Малечкинский детский сад»

 на 2022– 2023 учебный год

1.     Режим работы детского сада:  12 часов, с 7.00 до 19.00. Пятидневная рабочая неделя.

2.     Сроки годового календарного учебного графика:

Временной отрезок

начало

окончание

Длительность(недели, календарные дни)

1.

Учебный год

01.09.2022г.

28.05.2023г.

34 недели

2.

Диагностико – организационный этап

01.09.2022 г.

09.09.2022 г.

1 неделя

3.

Учебный период

12.09.2022г.

23.12.2022г.

16 недель

4.

Каникулярное время

26.12.2022г.

09.01.2023 г.

2 недели

5.

Учебный период

10.01.2023г.

12.05.2023 г.

18 недель

6.

Экспертно – оценочный этап

15.05.2023г.

26.05.2023г.

2 недели

7.

Летний оздоровительный период

01.06.2023 г.

31.08.2023 г.

13  недель

3.     Выходные дни: суббота, воскресенье

4.     Праздничные дни: 2022 – 2023года:  

4 ноября – День народного единства

31 января -09 января – Новогодние рождественские каникулы;

23 февраля – День защитника Отечества

8 - 9 марта – Международный женский день

1, 4  мая – Праздник Весны и труда

9,11   мая -  День Победы

12 июня – день Конституции России

2.6 Учебно-тематический план.

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество

занятий в год

5-7 лет

дети 6-7 года - 30 мин;

дети 5-6 лет  - 25 мин

2 раза в неделю

8

62

Задачи

практические занятия

1

Развивать моторику, воображение

14

2

Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

14

3

Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

3

4

Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

3

5

Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

4

6

Развивать пространственные представления

5

7

Ориентироваться на песчаной поверхности

4

8

Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление

4

9

Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи

4

10

Развивать слуховую память, креативность

4

11

Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

3

Итого:

62

2.7 Формы и методы реализации программы

          Методы

Наглядные методы включают в себя:

•        наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/

•        наглядно - зрительные / дидактический материал /;

•        сенсорно - моторные / обследование /;

•        тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;

•        формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие

руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,

подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;

•        элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,

дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

•        объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;

•        указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;

•        вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /

•        Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

•        метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;

•        игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

 Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. 

Групповые игры

   Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

2.8 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.

Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей дошкольного возраста и с вниманием относятся к их индивидуальным способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого воспитанника.

В возрасте от 5 до 7 лет, доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.

Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам.

Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

2.9 Предполагаемый результат:

Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:

•        игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

•        песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);

•        игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

•        в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

•        в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1 Календарно-тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Задачи

Октябрь

«Знакомство»

«Правила песочной страны»

Познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка

«Копаем – насыпаем»

Научить навыкам прикосновения к песку разными способами

«Свойства песка»

«Отпечатки наших рук»

Развивать моторику, воображение и интерес к работе

«Чувствительные ладошки»

«Отпечатки предметов»

Развивать моторику, воображение и интерес к работе

«Рисунок на песке и рисунок песком. В чем разница техник»

«На что похоже?»

Закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях

Упражнение «Дорисуй»

Ноябрь

«Игры с дыханием»

«Песчаный ветер»

Учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию

«Варим кашу»

«Мышки в норках»

Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться

«Курочка»

«Домики для животных»

Активизировать заинтересованность играми с песком

«Путешествие на север»

«Цветные заборчики»

Активизировать заинтересованность играми с песком

«Лесная тропинка»

Декабрь

«Рисуем на песке»

«Мы едем, едем, едем…»

Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

«Дорожки, волны, лесенки»

«Обводилки»

«Необыкновенные следы»

«Дождь на песке»

Развивать моторику, воображение и интерес к работе

«Цветочная полянка»

«Яблоня»

«Сова на дереве»

Январь

«Детские тайны»

«Что спряталось в песке?»

Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

«Секретики»

«Найди отгадку»

Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

«Песчаные жмурки»

«Археолог»

Пробуждать желание делать друг дугу подарки.

«Муравейник»

Февраль

«В гостях у сказки»

Рисуем сказку «Репка»

Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

Инсценируем сказку «Колобок»

Инсценируем сказку «Теремок»

Инсценируем сказку «Три поросенка»

Инсценируем сказку «Курочка Ряба»

Инсценируем сказку «Три бабочки»

Придумываем сказку «Веселая полянка»

Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

Придумываем сказку «Дом, который построил я»

Март

«Работа с мокрым и кинетическим песком»

«Я пеку, пеку, пеку…»

Учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим

«Поварята»

«Варим кашу»

Ориентироваться на песчаной поверхности

«Лесная тропинка»

«Лебединое озеро»

«У куклы Маши День рождения»

Развивать пространственные представления, внимание к героям

«Мы идем в гости»

«Подводный мир»

Апрель

«Работа с сухим и цветным песком»

«Здравствуй, Песчинка»

Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление

«Цветные изображения»

«Отражения»

«Символ счастья»

Продолжать знакомить со свойствами сухого песка

«Птички прилетели, зернышки поели»

«Утро»

Упражнение «Дорисуй»

«Быстрые ракеты»

Май

«Символ счастья»

Развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке

«Песочные сказки»

«День победы»

«Дорога в детский сад»

«Весенние ручьи»

Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи

«Цветочек для мамы»

«Лето»

«Моя семья»

Направления работы  

Содержание деятельности

1. Работа с детьми      

1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2.Чтение художественной литературы.

3.Знакомство со световым планшетом и свойствами песка

4. Организация фото-выставок детских рисунков

2.Сотрудничество с родителями

1.Консультации по применениюпесочной терапии

2. Организация фото-выставок, совместных творческих работ.

3. Открытое занятие для родителей

3.Материально- техническое обеспечение

1. Световые планшеты для работы с песком

2. Цветной песок

3. Стулья

4. Игрушки для песочницы (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы, кисточки, цветные камни и т.д.)

5. Музыкальный центр

6. Аудиозаписи

7. Видеопроектор

8. Видеозаписи

4. Методическое сопровождение

1.      Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

2.      Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

3.      Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

4.      Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

5.      Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007

6. Консультационный материал для родителей, педагогов.

3.2 Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Февраль – открытое занятие для родителей

Декабрь и май –фото-выставки творческих работ детей.

Взаимодействие с родителями:

- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;

- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

3.3Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки. Фотографии рисунков, выполненных детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на фото-выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

4.СписокЛитературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  6. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
  8. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  9. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  10. Козуб Н.В., ОсипукЭ.И.«В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г.
  11. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  12. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.u-sovenka.ru

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie