"Веселый песок"
Укажите полное описание.
Программа занятий
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.
Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе «Искусство песка».
Песок - та же краска, только работает по принципу «Света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:
• «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
1.1Актуальность программы. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Для этого разработана программа развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии «Веселый песок».
Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
• формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
• песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
1.2Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
• способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка;
• развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;
• учить использовать в работе нестандартные материалы;
• развивать моторику, фантазию и образное мышление;
• воспитывать интерес к практической творческой деятельности;
• воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;
• воспитывать навыки активности и самостоятельности;
• использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
2. Организация образовательного процесса
2.1.Способ организации. Организованная работа с детьми ведется как занятие. Данная программа составлена на основе запроса родителей.
Группа разбивается на подгруппы до 10 детей в возрасте от 5-7 лет.
2.2.Сроки реализации программыс октября по май учебного года.
2.3 Форма обучения. Программа рассчитана на64 занятий. Они проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов. Продолжительность занятий: дети 6-7 года - 30 мин; дети 5-6 лет - 25 мин.
2.4 Структура занятия:
1.Вводная часть: организационный момент, рисование настроения ребенка;
2.Основная часть: объяснение-показ новых элементов в рисовании; рассказ истории и прорисовка ее; игры с песком;
3.Заключительная часть: подведение итогов, рисование без заданной темы.
2.5 Годовой календарный учебный график
МДОУ «Малечкинский детский сад»
на 2022– 2023 учебный год
1. Режим работы детского сада: 12 часов, с 7.00 до 19.00. Пятидневная рабочая неделя.
2. Сроки годового календарного учебного графика:
№ |
Временной отрезок |
начало |
окончание |
Длительность(недели, календарные дни) |
1. |
Учебный год |
01.09.2022г. |
28.05.2023г. |
34 недели |
2. |
Диагностико – организационный этап |
01.09.2022 г. |
09.09.2022 г. |
1 неделя |
3. |
Учебный период |
12.09.2022г. |
23.12.2022г. |
16 недель |
4. |
Каникулярное время |
26.12.2022г. |
09.01.2023 г. |
2 недели |
5. |
Учебный период |
10.01.2023г. |
12.05.2023 г. |
18 недель |
6. |
Экспертно – оценочный этап |
15.05.2023г. |
26.05.2023г. |
2 недели |
7. |
Летний оздоровительный период |
01.06.2023 г. |
31.08.2023 г. |
13 недель |
3. Выходные дни: суббота, воскресенье
4. Праздничные дни: 2022 – 2023года:
4 ноября – День народного единства
31 января -09 января – Новогодние рождественские каникулы;
23 февраля – День защитника Отечества
8 - 9 марта – Международный женский день
1, 4 мая – Праздник Весны и труда
9,11 мая - День Победы
12 июня – день Конституции России
2.6 Учебно-тематический план.
Возраст |
Продолжительность занятий |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в месяц |
Количество занятий в год |
5-7 лет |
дети 6-7 года - 30 мин; дети 5-6 лет - 25 мин |
2 раза в неделю |
8 |
62 |
№ |
Задачи |
практические занятия |
1 |
Развивать моторику, воображение |
14 |
2 |
Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление |
14 |
3 |
Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения |
3 |
4 |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы |
3 |
5 |
Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях |
4 |
6 |
Развивать пространственные представления |
5 |
7 |
Ориентироваться на песчаной поверхности |
4 |
8 |
Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление |
4 |
9 |
Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи |
4 |
10 |
Развивать слуховую память, креативность |
4 |
11 |
Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения |
3 |
Итого: |
62 |
2.7 Формы и методы реализации программы
Методы
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
• наглядно - зрительные / дидактический материал /;
• сенсорно - моторные / обследование /;
• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
• объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
• вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
• Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
2.8 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей дошкольного возраста и с вниманием относятся к их индивидуальным способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого воспитанника.
В возрасте от 5 до 7 лет, доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.
Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам.
Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
2.9 Предполагаемый результат:
Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:
• игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
• песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
• игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
• в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
• в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Календарно-тематическое планирование
Время проведения |
Тема занятия |
Задачи |
|
Октябрь |
«Знакомство» |
«Правила песочной страны» |
Познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка |
«Копаем – насыпаем» |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами |
||
«Свойства песка» |
«Отпечатки наших рук» |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе |
|
«Чувствительные ладошки» |
|||
«Отпечатки предметов» |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе |
||
«Рисунок на песке и рисунок песком. В чем разница техник» |
|||
«На что похоже?» |
Закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях |
||
Упражнение «Дорисуй» |
|||
Ноябрь |
«Игры с дыханием» |
«Песчаный ветер» |
Учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию |
«Варим кашу» |
|||
«Мышки в норках» |
Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться |
||
«Курочка» |
|||
«Домики для животных» |
Активизировать заинтересованность играми с песком |
||
«Путешествие на север» |
|||
«Цветные заборчики» |
Активизировать заинтересованность играми с песком |
||
«Лесная тропинка» |
|||
Декабрь |
«Рисуем на песке» |
«Мы едем, едем, едем…» |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы |
«Дорожки, волны, лесенки» |
|||
«Обводилки» |
|||
«Необыкновенные следы» |
|||
«Дождь на песке» |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе |
||
«Цветочная полянка» |
|||
«Яблоня» |
|||
«Сова на дереве» |
|||
Январь |
«Детские тайны» |
«Что спряталось в песке?» |
Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление |
«Секретики» |
|||
«Найди отгадку» |
Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения |
||
«Песчаные жмурки» |
|||
«Археолог» |
Пробуждать желание делать друг дугу подарки. |
||
«Муравейник» |
|||
Февраль |
«В гостях у сказки» |
Рисуем сказку «Репка» |
Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность |
Инсценируем сказку «Колобок» |
|||
Инсценируем сказку «Теремок» |
|||
Инсценируем сказку «Три поросенка» |
|||
Инсценируем сказку «Курочка Ряба» |
|||
Инсценируем сказку «Три бабочки» |
|||
Придумываем сказку «Веселая полянка» |
Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях |
||
Придумываем сказку «Дом, который построил я» |
|||
Март |
«Работа с мокрым и кинетическим песком» |
«Я пеку, пеку, пеку…» |
Учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим |
«Поварята» |
|||
«Варим кашу» |
Ориентироваться на песчаной поверхности |
||
«Лесная тропинка» |
|||
«Лебединое озеро» |
|||
«У куклы Маши День рождения» |
Развивать пространственные представления, внимание к героям |
||
«Мы идем в гости» |
|||
«Подводный мир» |
|||
Апрель |
«Работа с сухим и цветным песком» |
«Здравствуй, Песчинка» |
Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление |
«Цветные изображения» |
|||
«Отражения» |
|||
«Символ счастья» |
Продолжать знакомить со свойствами сухого песка |
||
«Птички прилетели, зернышки поели» |
|||
«Утро» |
|||
Упражнение «Дорисуй» |
|||
«Быстрые ракеты» |
|||
Май |
«Символ счастья» |
Развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке |
|
«Песочные сказки» |
|||
«День победы» |
|||
«Дорога в детский сад» |
|||
«Весенние ручьи» |
Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи |
||
«Цветочек для мамы» |
|||
«Лето» |
|||
«Моя семья» |
Направления работы |
Содержание деятельности |
1. Работа с детьми |
1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. 2.Чтение художественной литературы. 3.Знакомство со световым планшетом и свойствами песка 4. Организация фото-выставок детских рисунков |
2.Сотрудничество с родителями |
1.Консультации по применениюпесочной терапии 2. Организация фото-выставок, совместных творческих работ. 3. Открытое занятие для родителей |
3.Материально- техническое обеспечение |
1. Световые планшеты для работы с песком 2. Цветной песок 3. Стулья 4. Игрушки для песочницы (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы, кисточки, цветные камни и т.д.) 5. Музыкальный центр 6. Аудиозаписи 7. Видеопроектор 8. Видеозаписи |
4. Методическое сопровождение |
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44). 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004. 3. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. 5. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007 6. Консультационный материал для родителей, педагогов. |
3.2 Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Февраль – открытое занятие для родителей
Декабрь и май –фото-выставки творческих работ детей.
Взаимодействие с родителями:
- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;
- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
3.3Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки. Фотографии рисунков, выполненных детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на фото-выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
4.СписокЛитературы
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Козуб Н.В., ОсипукЭ.И.«В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.u-sovenka.ru
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.
Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе «Искусство песка».
Песок - та же краска, только работает по принципу «Света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:
• «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
1.1Актуальность программы. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Для этого разработана программа развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии «Веселый песок».
Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
• формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
• песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
1.2Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
• способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка;
• развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;
• учить использовать в работе нестандартные материалы;
• развивать моторику, фантазию и образное мышление;
• воспитывать интерес к практической творческой деятельности;
• воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;
• воспитывать навыки активности и самостоятельности;
• использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
2. Организация образовательного процесса
2.1.Способ организации. Организованная работа с детьми ведется как занятие. Данная программа составлена на основе запроса родителей.
Группа разбивается на подгруппы до 10 детей в возрасте от 5-7 лет.
2.2.Сроки реализации программыс октября по май учебного года.
2.3 Форма обучения. Программа рассчитана на64 занятий. Они проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов. Продолжительность занятий: дети 6-7 года - 30 мин; дети 5-6 лет - 25 мин.
2.4 Структура занятия:
1.Вводная часть: организационный момент, рисование настроения ребенка;
2.Основная часть: объяснение-показ новых элементов в рисовании; рассказ истории и прорисовка ее; игры с песком;
3.Заключительная часть: подведение итогов, рисование без заданной темы.
2.5 Годовой календарный учебный график
МДОУ «Малечкинский детский сад»
на 2022– 2023 учебный год
1. Режим работы детского сада: 12 часов, с 7.00 до 19.00. Пятидневная рабочая неделя.
2. Сроки годового календарного учебного графика:
№ |
Временной отрезок |
начало |
окончание |
Длительность(недели, календарные дни) |
1. |
Учебный год |
01.09.2022г. |
28.05.2023г. |
34 недели |
2. |
Диагностико – организационный этап |
01.09.2022 г. |
09.09.2022 г. |
1 неделя |
3. |
Учебный период |
12.09.2022г. |
23.12.2022г. |
16 недель |
4. |
Каникулярное время |
26.12.2022г. |
09.01.2023 г. |
2 недели |
5. |
Учебный период |
10.01.2023г. |
12.05.2023 г. |
18 недель |
6. |
Экспертно – оценочный этап |
15.05.2023г. |
26.05.2023г. |
2 недели |
7. |
Летний оздоровительный период |
01.06.2023 г. |
31.08.2023 г. |
13 недель |
3. Выходные дни: суббота, воскресенье
4. Праздничные дни: 2022 – 2023года:
4 ноября – День народного единства
31 января -09 января – Новогодние рождественские каникулы;
23 февраля – День защитника Отечества
8 - 9 марта – Международный женский день
1, 4 мая – Праздник Весны и труда
9,11 мая - День Победы
12 июня – день Конституции России
2.6 Учебно-тематический план.
Возраст |
Продолжительность занятий |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в месяц |
Количество занятий в год |
5-7 лет |
дети 6-7 года - 30 мин; дети 5-6 лет - 25 мин |
2 раза в неделю |
8 |
62 |
№ |
Задачи |
практические занятия |
1 |
Развивать моторику, воображение |
14 |
2 |
Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление |
14 |
3 |
Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения |
3 |
4 |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы |
3 |
5 |
Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях |
4 |
6 |
Развивать пространственные представления |
5 |
7 |
Ориентироваться на песчаной поверхности |
4 |
8 |
Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление |
4 |
9 |
Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи |
4 |
10 |
Развивать слуховую память, креативность |
4 |
11 |
Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения |
3 |
Итого: |
62 |
2.7 Формы и методы реализации программы
Методы
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
• наглядно - зрительные / дидактический материал /;
• сенсорно - моторные / обследование /;
• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
• объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
• вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
• Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
2.8 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей дошкольного возраста и с вниманием относятся к их индивидуальным способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого воспитанника.
В возрасте от 5 до 7 лет, доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.
Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам.
Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
2.9 Предполагаемый результат:
Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:
• игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
• песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
• игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
• в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
• в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Календарно-тематическое планирование
Время проведения |
Тема занятия |
Задачи |
|
Октябрь |
«Знакомство» |
«Правила песочной страны» |
Познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка |
«Копаем – насыпаем» |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами |
||
«Свойства песка» |
«Отпечатки наших рук» |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе |
|
«Чувствительные ладошки» |
|||
«Отпечатки предметов» |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе |
||
«Рисунок на песке и рисунок песком. В чем разница техник» |
|||
«На что похоже?» |
Закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях |
||
Упражнение «Дорисуй» |
|||
Ноябрь |
«Игры с дыханием» |
«Песчаный ветер» |
Учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию |
«Варим кашу» |
|||
«Мышки в норках» |
Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться |
||
«Курочка» |
|||
«Домики для животных» |
Активизировать заинтересованность играми с песком |
||
«Путешествие на север» |
|||
«Цветные заборчики» |
Активизировать заинтересованность играми с песком |
||
«Лесная тропинка» |
|||
Декабрь |
«Рисуем на песке» |
«Мы едем, едем, едем…» |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы |
«Дорожки, волны, лесенки» |
|||
«Обводилки» |
|||
«Необыкновенные следы» |
|||
«Дождь на песке» |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе |
||
«Цветочная полянка» |
|||
«Яблоня» |
|||
«Сова на дереве» |
|||
Январь |
«Детские тайны» |
«Что спряталось в песке?» |
Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление |
«Секретики» |
|||
«Найди отгадку» |
Формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения |
||
«Песчаные жмурки» |
|||
«Археолог» |
Пробуждать желание делать друг дугу подарки. |
||
«Муравейник» |
|||
Февраль |
«В гостях у сказки» |
Рисуем сказку «Репка» |
Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность |
Инсценируем сказку «Колобок» |
|||
Инсценируем сказку «Теремок» |
|||
Инсценируем сказку «Три поросенка» |
|||
Инсценируем сказку «Курочка Ряба» |
|||
Инсценируем сказку «Три бабочки» |
|||
Придумываем сказку «Веселая полянка» |
Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях |
||
Придумываем сказку «Дом, который построил я» |
|||
Март |
«Работа с мокрым и кинетическим песком» |
«Я пеку, пеку, пеку…» |
Учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим |
«Поварята» |
|||
«Варим кашу» |
Ориентироваться на песчаной поверхности |
||
«Лесная тропинка» |
|||
«Лебединое озеро» |
|||
«У куклы Маши День рождения» |
Развивать пространственные представления, внимание к героям |
||
«Мы идем в гости» |
|||
«Подводный мир» |
|||
Апрель |
«Работа с сухим и цветным песком» |
«Здравствуй, Песчинка» |
Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление |
«Цветные изображения» |
|||
«Отражения» |
|||
«Символ счастья» |
Продолжать знакомить со свойствами сухого песка |
||
«Птички прилетели, зернышки поели» |
|||
«Утро» |
|||
Упражнение «Дорисуй» |
|||
«Быстрые ракеты» |
|||
Май |
«Символ счастья» |
Развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке |
|
«Песочные сказки» |
|||
«День победы» |
|||
«Дорога в детский сад» |
|||
«Весенние ручьи» |
Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи |
||
«Цветочек для мамы» |
|||
«Лето» |
|||
«Моя семья» |
Направления работы |
Содержание деятельности |
1. Работа с детьми |
1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. 2.Чтение художественной литературы. 3.Знакомство со световым планшетом и свойствами песка 4. Организация фото-выставок детских рисунков |
2.Сотрудничество с родителями |
1.Консультации по применениюпесочной терапии 2. Организация фото-выставок, совместных творческих работ. 3. Открытое занятие для родителей |
3.Материально- техническое обеспечение |
1. Световые планшеты для работы с песком 2. Цветной песок 3. Стулья 4. Игрушки для песочницы (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы, кисточки, цветные камни и т.д.) 5. Музыкальный центр 6. Аудиозаписи 7. Видеопроектор 8. Видеозаписи |
4. Методическое сопровождение |
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44). 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004. 3. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. 5. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007 6. Консультационный материал для родителей, педагогов. |
3.2 Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Февраль – открытое занятие для родителей
Декабрь и май –фото-выставки творческих работ детей.
Взаимодействие с родителями:
- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;
- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
3.3Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки. Фотографии рисунков, выполненных детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на фото-выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
4.СписокЛитературы
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Козуб Н.В., ОсипукЭ.И.«В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.u-sovenka.ru
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»